Мой сын, как и большинство детей шестилетнего возраста, обладает пытливым умом, очень наблюдателен и обожает вопрос: “Почему?” Вот и сегодня после прогулки на детской площадке я ждала от своего почемучки фейерверка из вопросов и догадок.
Дело в том, что на площадке сын встретился с девочкой с синдромом Дауна, которая была старше него года на три. Будучи ребенком общительным, мой сын сразу же пошёл на контакт, познакомился с ней и вовлёк её в свою игру.
Надо сказать, что мой сын впервые встретился с таким ребёнком, я же обладала некоторыми знаниями в этой области. Когда мы ушли с площадки, он сразу же спросил:
– Мама, а почему Настя не такая, как обычные ребята?
Серьезный вопрос требует серьезного ответа. Правда я решила не грузить шестилетний мозг историей про хромосомы, а объяснила все на уровне кирпичей.
– Все мы состоим из маленьких клеток, которые настолько малы, что мы не можем их видеть без специальных приборов. Каждая клеточка состоит из аккуратно выложенных 46 кирпичиков. Кирпичи каждой клетки очень тесно соприкасаются с кирпичами соседних клеток, образуя ровную поверхность. Так построен организм обычного человека. Организм Насти устроен немного иначе: каждая клеточка в её теле состоит не из 46 кирпичей, а из 47, и этот лишний кирпич вносит некоторое искажение.
– То есть она больна?
– Нет, это не болезнь. Вот если бы эти кирпичики изменили цвет или форму, и можно было бы принять лекарство, которое вернуло бы им прежний цвет и размер, то такой организм можно было бы назвать больным. Лишний кирпичик не в силах убрать ни одно лекарство. Такая особенность называется синдромом Дауна.
– А почему Дауна? – поинтересовался сын.
– Первым этот лишний кирпич заметил доктор Даун, его именем и назвали синдром, наблюдаемый у людей с такими необычными клетками. А как ты понял, что она отличается от других ребят?
– У неё другое лицо, и говорит она непонятно иногда, хотя старше меня. А ещё она не такая быстрая, как я. Настя не захотела играть в догонялки. Когда играли во прятки, то она всегда пряталась близко, и я её быстро находил. Но мы здорово с ней поиграли в больницу: Настя была пациентом, а я врачом.
Мой сын очень чётко отметил главное, что отличало детей с синдромом Дауна от обычных детей. Конечно, бывают исключения в зависимости от темперамента или сопутствующих болезней, но в целом, ребята с синдромом Дауна имеют одинаковые особенности.
– Так как у каждого из таких малышей 47 кирпичиков, то внешне они похожи. Такие ребята развиваются медленнее своих сверстников, им надо больше времени, чтобы научиться ходить и говорить. В процессе игры, и ты наверно заметил это, им нужно повторять несколько раз правила или напоминать о чем-то. Они не могут запоминать большой объём информации в силу своей особенности, а окружающим нужно проявлять больше терпения с такими ребятами.
– Да, я заметил. Во время игры она не хотела мне уступать, и была очень упряма. Я конечно тоже стоял на своём, поэтому мы чуть было не закончили игру, но Настина мама помогла нам договориться.
– Здорово! То есть тебе понравилось играть с Настей?
– Да, она совсем не капризничала, когда я испытывал новые лекарства. А ещё она была так рада, что её полечили, что даже обняла меня. Настя очень добрая.
Сын рассказал мне про то, какими врачами он был, чем он лечил Настю. А затем наша беседа из медицинской темы плавно перетекла в семейную. Настя жила в соседнем доме, и в детской поликлинике мы были на одном участке. Однажды наш врач с восхищением обмолвилась о её семье.
– Мама, а с кем живёт Настя? У неё много друзей?
– У Насти большая семья. У неё есть мама и папа, младшие брат и сестра. Настя растёт в любви и дружбе, и благодаря тому, что о ней заботятся и её поддерживают близкие, она ходила в детский сад для таких же ребят, как ты. Сегодня она учится в школе, в которую через год пойдёшь и ты. Ей нужно намного больше внимания и сосредоточенности, чтобы хорошо учиться в школе. Но, я думаю, Настя очень трудолюбивая и усердная девочка. Уверена, что её родители очень хотят, чтобы у Насти была счастливая и яркая жизнь, наполненная запоминающимися событиями.
– Мама, а когда мы снова придём на эту площадку? Мне бы снова хотелось поиграть с Настей и показать ей свои любимые машинки.
– Я очень рада, что тебе ещё раз хочется встретиться с Настей, и мы обязательно придём сюда снова.